Аспирантом быть или не быть?


Около месяца назад на Экономический факультет СПбГУ с лекцией приезжал один из самых авторитетных экономистов мира, старший вице-президент Всемирного Банка Джастин Ифу Линь. Это само по себе грандиозное мероприятие стало знаменательным еще и потому, что вход на него был свободен не только для преподавателей, но и для студентов. Доклад на тему «Взгляд на китайскую экономику, или Новая структурная экономика: парадигмы развития и политики» был сделан на английском языке, но, благодаря предоставленному оборудованию, каждый из присутствующих, не владеющий языком в совершенстве, понимал, о чем идет речь. По окончании лекции преподаватели и студенты могли задать интересующие их вопросы непосредственно Джастину Ифу Линю.

____________________________________________________________________________________________________

Но для студентов это событие стало не столько возможностью встретиться со знаменитым экономистом, сколько редким шансом соприкоснуться с миром прекрасного и удивительного, далекого и недосягаемого – миром ученых высокого класса.

____________________________________________________________________________________________________

Вот они: успешные, поражающие мощью своего интеллекта представители рода человеческого, обладатели научных степеней, авторы многочисленных публикаций, части двигателя машины научно-технического прогресса – стоят в ожидании начала лекции. Они будто окружены особой аурой. Лекцию слушают без использования специального оборудования, а вопросы задают на чистом английском. И мы – студенты потому, глядя на них, инстинктивно начинаем тянуться к знаниям.

И тут где-то глубоко в подсознании начинает маячить вопрос:

«А что если?..» 

Вопрос о том, что же делать после университета, все чаще возникает в сознании. Именно – возникает; будто бы из ниоткуда. И каждый раз уходит в никуда. Но это ведь не может продолжаться вечно? Так вот, что если после университета пойти … в университет? 

И тут появляется еще больше вопросов и неопределенности: «Стоит ли? А как же карьера финансового аналитика/менеджера/бухгалтера в конце концов, о которой я так мечтал(а)? А может, лучше совместить приятное с полезным? А сколько трудностей подстережет меня на этом пути «через тернии к звездам»? И вот тут уже, казалось бы, руки должны опуститься, голова – пойти кругом, а вопросы относительно  будущего –  исчезнуть на еще более долгий срок. Но, –  нет. Не в этот раз.

HSM Journal обратился за помощью к молодым преподавателям Санкт-Петербургского Государственного университета, Полине Аренс и Константину Лещенко; они компетентны в интересующем нас вопросе как никто другой, потому как сами относительно недавно сделали выбор.

Полина Дмитриевна, что побудило Вас остаться в университете? Помните момент, когда поняли, что это то, чем вы хотите заниматься?

Я хотела преподавать, поэтому суть продолжения образования была исключительно связана с получением степени, необходимой для преподавания. Не могу вспомнить конкретный момент, кажется, я всегда этого хотела.

Константин Евгеньевич, что привлекательного может быть в научной карьере в будущем с точки зрения студента?

На первых порах к числу положительно влияющих на выбор студента причин можно отнести стажировки и конференции. Конференции, например, проводятся по всему миру, и, если вы являетесь сотрудником Университета, вам оплачивают участие в них при условии, что ваш доклад принят для презентации. Для аспирантов также есть много возможностей получать финансирование: в основном это различные европейские гранты. К слову, очень рекомендую поучиться немного в другой стране с возвращением на Родину – это в достаточной мере помогает понять другой менталитет и глубже вникнуть в проблемы конкретной страны.

А вообще работа в университете –  это возможность что-то сказать и быть услышанным, возможно, во всем мире, плюс – это контакты на достаточно высоком уровне. И если мы говорим о каком-то международном сотрудничестве, это возможность в будущем его организовывать.

Полина Дмитриевна, не могли бы Вы рассказать о стажировках? Какие двери Университет может открыть перед студентами?

Я закончила Высшую Школу Менеджмента, поэтому могу рассказать о возможностях для стажировок в ее рамках. Этих самых возможностей всегда было много. Фактически многие мои однокурсники сейчас продолжают образование по всей Европе, в США, Австралии. Они получают уже второе, а некоторые и третье образование. Это один из вариантов развития событий. Мой путь скорее более практический – я не столько накапливаю знания ради знаний, сколько ради незамедлительного их применения на практике (помимо преподавательской деятельности Полина Дмитриевна работала брэнд-менеджером в крупных международных компаниях – прим. автора).

 

Конечно, если Вы продолжаете учиться (естественно, хорошо) и имеете возможность куда-то уехать, то это – замечательный путь. Он очень красивый, интересный, позволяет вам пожить другой жизнью, дает возможность, которую не хочется упускать. Кроме того «двери» – это еще и  получение образовательных грантов, что, как вы понимаете, тоже является сильнейшим стимулом.


Константин Евгеньевич, скажите, есть ли у студентов возможность проявить себя в плане научной работы, скажем, до поступления в аспирантуру?

Конечно, научной деятельностью можно пробовать заниматься уже будучи студентом: у нас есть Студенческое научное общество, регулярно проводятся студенческие конференции. На них вы и сможете понять, каково это – с головой уйти в науку. Можете и не понять. Это, кстати, и является некой лакмусовой бумажкой – незачем ломать голову над тем, что делать после университета, можно просто попробовать и выбрать то, что больше пришлось по душе. Пока не попробуешь, не поймешь.

Полина Дмитриевна, что Вы можете посоветовать студентам, стоящим на пороге выбора будущей профессии?

Я думаю, нужно исходить из того, чего они вообще хотят получить от работы. Потому что если основная цель – финансовая, то, наверное, работа в сфере преподавания не лучший способ ее достижения. Однако при этом продолжение образования, несомненно, имеет некие преимущества по сравнению с прочей профессиональной деятельностью – это возможность по окончании обучения не растерять те знания, которые вам удалось получить.  Ведь при выходе на работу приобретенные умения и навыки постепенно сходят на нет; если же вы продолжаете образование – вы сохраняете знания. В этом и заключается ценность и привлекательность данного пути. Да и такой тренинг для ума точно не будет бесполезным.

 Поэтому мой совет :

Для начала определитесь с целями, которые вы преследуете, тогда, возможно, решение придет само собой.

Константин Евгеньевич, работе в университете, научной карьере существует множество альтернатив. Как не ошибиться с выбором?

Вопрос очень актуальный и достаточно сложный для студента. Я бы исходил из внутреннего желания делать одно либо другое. В науке и в бизнесе, как и в любой другой сфере жизни, ценится квалификация человека и внутреннее желание заниматься тем, чем он занимается. Рутина есть везде, и деньги можно тоже зарабатывать везде.  Вопрос в том, насколько вы отдаетесь своему делу и в вашей личной мотивации. Деньги, например, не должны быть определяющим критерием, важно желание отдать лучшее, что у вас есть, на благо группы или общества в целом. По-настоящему большие деньги платят именно за такую отдачу.

Поэтому решать Вам, вопрос личного предпочтения. Конференции, научные работы и работа со студентами хороши, только когда чувствуешь желание что-то сказать.

 

Подводя итог беседе, можем заключить – чувствуете, что Вам есть, что сказать? Трудности Вас не пугают? Не хотите, чтобы знания, полученные в университете, канули в небытие?   Хотите посмотреть мир? Возможно, продолжение образования – Ваш путь.

 

 













Наталья Лесникова

Наталья Лесникова Студент СПбГУ

Войти с помощью:

Подпишитесь на рассылку "Еженедельные Новости"

* = поле обязательно

 

Сентябрь 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30