Зачем учиться в бизнес школе

Май 20, 2012 by     Posted under: В теории

С момента поступления в МИМ ЛИНК мне неоднократно приходилось отвечать на множество вопросов друзей, знакомых и незнакомых людей. Ловить любопытствующие, снисходительные, а иногда даже критические взгляды. «Студент? А, ну да, конечно. Учись-учись». Пожалуй, студент бизнес-школы в нашей стране обречен на заинтересованное внимание со стороны окружающих. Думаю, это связано с тем, что в большинстве случаев управленческие вопросы решаются интуитивно, универсального системного опыта мало.

Я не всегда готов бодро и уверенно отвечать на эти вопросы, потому что хочется быть честным, а в двух словах суть не всегда получается объяснить. Обычно я пытаюсь донести, что волшебного преобразования студентов в гениальных управленцев не происходит. Но это не значит, что изменений нет: просто все изменения пропорциональны тем усилиям, которые студент прилагает в процессе обучения.

Реакция на фразу «я учусь в бизнес-школе» бывает разная, но условно все вопросы можно сгруппировать следующим образом.
1. Ну и что, помогает?
2. Бизнесом хочешь заниматься?
3. Неужели ты думаешь, что бизнес-школа может дать больше, чем практика?

 

Попробую заочно ответить.

1. Здесь важна интонация. Кто-то всерьез пытается понять, какой эффект дает обучение и пытается решить для себя, стоит ли ему поступать. А кто-то просто иронизирует.

Во-первых, учишься формулировать проблемные зоны в области управления. Как показывает практика, это очень непросто. Каждый менеджер думает, что знает свои возможности, понимает процессы в компании, знает, что и как делать. Но это правда только отчасти. На самом деле мы просто придерживаемся каких-то принципов, опираемся на старый опыт и завышаем самооценку. Когда начинаешь по-настоящему разбирать проблемы, понимаешь, что во многих случаях допускаются ошибки, методы – малоэффективные, самомнение – завышено.

Я, например, регулярно делаю для себя какие-то микро-открытия. Будь то «синдром менеджера-игрока», теории мотивации, оценка климата общения в компании – все идет в копилку. Даже такие немного маргинальные темы как «дискриминация на работе» или «этические принципы» тоже откладываются на каком-то уровне сознания.

Во-вторых, происходит систематизация и обобщение опыта. У каждого менеджера есть какие-то провалы, в процессе обучения эти пробелы частично устраняются. Частично, потому что любые знания требуют практического подтверждения.

В-третьих, начинаешь понимать, что управление – это не только набор условных рефлексов человека имеющего властные полномочия на складывающуюся ситуацию, а комплекс мер и приемов, которые могут быть отчуждены, проанализированы, улучшены.

Так что если отвечать односложно – помогает. Но не вдруг, а постепенно.
2. Если честно, у меня сложилось впечатление, что в бизнес-школах не учат делать бизнес. Корректнее называть бизнес-школы школами менеджмента. Бизнес – это формирование, управление и развитие каналов сбыта, что только отчасти поддается методическому осмыслению. По большому счету предприниматель не обязан понимать, как работает кадровая служба или бухгалтерия. Все это могут сделать нанятые специалисты. Но он просто обязан знать, как и из чего делаются деньги.

Можно ли этому научить? Скорее всего, нет. Ходят слухи, что выпускники бизнес-школ периодически объединяются и открывают свои предприятия. Наверно, это правда. Но для этого у них должна быть возможность регулярного общения, среда, в которой рождаются интересные бизнес-идеи. Увы, в российской действительности это маловероятно, потому что дневных бизнес-школ практически нет. А те несколько часов, которые студенты проводят вместе, обычно посвящены учебным процедурам.
Так что я учусь не бизнесу, а менеджменту.

3. Разумеется, любое обучение – это теория, которая никогда не заменит практику. Это понимают все: студенты, тьюторы и авторы пособий. Лично я не знаю ни одного человека, который бы пребывал в уверенности, что, мол, вот он закончит обучение, получит диплом, повысит статус и станет лучшим менеджером страны. Да, все хотели бы добиться большего, но в то же время все признают, что рост может быть связан исключительно с их собственными усилиями. Никто не планирует стремительного скачка, многие связывают карьеру с той компанией, где работает в настоящее время.

Считаю, что мнение о том, что выпускники бизнес-школ – это такие нахрапистые ребята, которые приходят в отдел кадров и сразу начинают тыкать эйчарам свои дипломы с криком «хочу получать 200 тысяч рублей» как минимум преувеличено. Как правило, все происходит наоборот. Многие скрывают, что поступили в бизнес-школу и учатся, по сути, тайком. Такое возможно, пожалуй, только в нашей стране. На последнем тьюториале услышал историю о том, как девушку уволили за то, что она студентка ЛИНКа. Хотя обучение никакого ущерба для ее компании не приносила: очные занятия происходят только по субботам.

Есть и еще один момент. В ЛИНКе предлагают практикоориентированное обучение. На деле это значит, что мы учимся только на своих кейсах, то есть тех ситуациях, которые происходят в наших компаниях. Не на кейсах McDonalds, P&G или хотя бы Северстали. Насколько я понимаю, это довольно уникальный случай для рынка бизнес-образования.

Да, волшебного превращения в гиперсуперменеджера не происходит. Но процесс изменений происходит непрерывно. Что мне нравится в методике обучения? Нет «священных коров» – делай только так и никак иначе. Любая тема – повод для рефлексии, размышления, экспериментального воплощения. Не подходит – не используй. А выводы каждый делает для себя сам.

 

Автор













Блоги Интернета

Блоги Интернета

Войти с помощью:

Подпишитесь на рассылку "Еженедельные Новости"

* = поле обязательно

 

Сентябрь 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30