Бизнес с 12 жетончиками метро

HSM Journal уже писал о реалити-шоу «Каменные джунгли», теперь о проекте рассказывают и высказывают свои мнения ведущая Лилия Графф и участник Станислав Клецко.

Напомню, проект «Каменные джунгли» проходил в Санкт-Петербурге в апреле 2012 в течение 8 дней.

Три участника, не имея никаких средств для существования, кроме 1000 рублей, 12 жетонов метро, ручки, блокнота, ноутбука, пустого телефона и одного комплекта сменной одежды, должны были воплотить в жизнь бизнес-идею, которая могла бы приносить им доход. Участники пробовали зарабатывать разными видами деятельности: от продажи семечек, до написания статей в редакцию газеты «Утро Петербурга», но в итоге сошлись на том, что могут организовать вечер знакомств для молодежи. После продолжительной и тщательной организации этого вечера, подбора помещения и распечатки листовок, рекламы мероприятия среди студентов, монтирования промо-ролика, ребята смогли устроить это вечер, но, к сожалению, из числа приглашенных пришли немногие. Ребята не отчаились и вынесли для себя много уроков из этого проекта.

 

В интервью я старалась сделать уклон не только на эмоции участников и ведущей по поводу проекта, но и акцентироваться на некоторых бизнес-аспектах, которые могли бы пригодиться будущим предпринимателям.

 

Как вы решились на этот проект и что ваши родственники сказали на это?

Стас:  О своем намерении поучаствовать в проекте я сообщил родителям, просто сказал, что меня не будет дома до определенного числа. И еще до проекта я знал одну из участниц, Таню, она предложила мне идти на проект вместе с ней, но сначала я отказался, т.к. посчитал это не очень нужным для себя занятием. За пару дней до начала я попытался помочь ей с бизнес-идеями для проекта. Мы составили план по курьерской службе, но она не стала его почему-то воплощать. К тому моменту, как один из участников, Владимир, покинул проект, я понял, что готов принять участие и написал сообщение с предложением своей кандидатуры По итогам второго кастинга, ребята приняли меня в команду.

Лилия: Сначала я пробовалась на роль участника проекта, но потом мне предложили испытать себя в качестве ведущей.

 

Станислав, как вам Ваша команда?

Честно говоря, команда была хорошая, с моими коллегами реально было скооперироваться, но при определенных условиях все могло быть лучше. Самый главный минус на момент моего прихода – это то, что у них не было плана, поэтому они неуверенно себя вели. А в целом, любых людей можно организовать.

 

То есть, по Вашему мнению, для создания бизнеса не важно какие люди рядом с тобой, сработаться можно со всеми?

Вообще важно, люди должны быть исполнительны, ответственны и адекватны. Хотя, первые два качества, пожалуй, самые главные. Человек должен понимать, что он работает в составе команды, у него есть обязательства, он не должен филонить и вести себя апатично. Успех команды зависит от каждого.

 

Что нового Вы вынесли для себя из проекта? Может быть, поняли новые для себя жизненные истины?

Стас: Во-первых, нужно всегда делать начальный анализ любого плана, который ты собираешься воплотить, потому что мы начали без анализа, без просмотра деятельности других организаций, которые этим же занимаются. А если бы мы сделали анализ, то работали бы в правильном направлении. Во-вторых, это поддержка морального духа в команде, он действительно очень важен. Если люди начинают потухать, их нужно постоянно мотивировать и подгонять, в таком случае будет успех.

Лилия: Для меня было интересно смотреть, следить за взаимоотношениями внутри команды. Я как психолог-любитель, наблюдала за разными типажами людей, за тем, как они сработаются, и что у них в итоге выйдет. Я сделала вывод, что разные типажи людей могут сработаться, если у них есть лидер. Когда пришел Стас, он сразу обозначился как лидер, распределил роли и обозначил последующие действия. Таня же выступила в качестве добросовестного исполнителя, но ее можно понять, она молода, в таком возрасте еще мало кто проявляет себя как настоящий лидер.

 

Как вы считаете, может ли бизнес-образование помочь в основании бизнеса? В последнее время среди работодателей бытует мнение, что выпускник факультета с бизнес-образованием почти ничем не отличается от выпускника любого другого экономического или гуманитарного факультета, возможно, из-за нерелевантных знаний. Так стоит ли, по Вашему мнению, углубляться в дебри бизнес-теории или все приходит с опытом? 

Стас:  Конечно стоит, в основном для тех, кто планирует делать свой бизнес, а не для тех, кто планирует работать наемным рабочим. Хотя для последних тоже нужны знания в бизнесе, в области менеджмента, такие как поиск поставщиков и подобное. Без бизнес-теории сложнее начать стартап, не понятно за что нужно браться. Я сам, не имея такого образования, например, сначала читал соответствующие книги, потом мне помогли лекции клуба «Бизнес-молодость», т.к. они давали конкретные техники, что и как нужно делать, обучали последовательности действий, которая приводит к результату. По моему мнению, первоначально опыт не так важен, а важны базовые знания техники создания бизнеса.

Лилия: Я художник-дизайнер по образованию. Три с половиной года назад я почитала книгу Роберта Кийосаки «Квадрант денежного потока». После этого моя жизнь просто резко изменилась и перевернулась. Из своего родного города я уехала в Питер и начала свое дело с нуля. В городе у меня не было знакомых, меня многие спрашивали, почему я поехала не в Москву, ведь в Москве у меня много знакомых, но я решила начать именно с нуля, а это могло получиться только в Питере. Меня мотивировало то, что назад пути нет, потому что если начал, то надо делать. Я начинала с надувания шариков, но после месяца такой деятельности решила все кардинально изменить. У меня был опыт работы арт-директором в ресторане по части организации праздников, сейчас я делаю то же самое. В свое время я наблюдала за моим коллегой, который руководил организацией праздников,  и по его аналогии успешно сделала свой такой же бизнес. То есть изначально у меня не было никаких знаний в сфере бизнеса, но я набралась этих знаний через опыт других.


Если бы у Вас был стартовый капитал, на что бы Вы его потратили?

Стас: Стартовый капитал я бы потратил на офис, потому что это такое место, где мозг сразу настроен на работу, а в заведениях, где мы были вынуждены организовывать наше мероприятие, нет рабочего настроя. То же касается и дома: дома ты расслабляешься, там не до работы. Но офис – это не  самое главное, на что надо потратить деньги. В основном я бы инвестировал в создание сайта, который обычно долго делается, на рекламу, на SEO-продвижение. А если начинать с нуля, то по своему опыту могу сказать, что в такой ситуации тоже реально создать свой бизнес. Например, свой первый бизнес по очистке снега спецтехникой я начал прошлой зимой, вместо рекламы разместил объявление о найме рабочих на avito.ru, освежил давние знакомства с людьми, которые могли претендовать на роль рабочих, и получилось, что я стал заниматься посреднической деятельность. То есть при таком виде деятельности стартовый капитал, как таковой, и не нужен. Моя работа состояла в нахождении клиентов, подбора фирмы, которая занимается очисткой снега и установлении собственной маржи на каждом заказе. Через полтора дня после размещения объявления у меня уже был первый заказ. Но учитывая то, что расчистка снега – сезонная работа, вскоре мне пришлось сменить деятельность. У меня был напарник, с которым мы стали производить мебель: делали стулья, столы и прочие атрибуты. Мы закупали металлические трубы, кожу, паролон, доски и в мастерской у друга делали абсолютно простые стулья без всякого дизайна, которые продавали, например, клубам.  Хочу отметить, что производство – это стопроцентная маржа и очень выгодный бизнес. Однако, потом заказы перестали появляться, и бизнес сошел на нет. Через некоторое время я познакомился с парнем, который работал начальником карьера, и мы совместно начали продавать булыжники. Этот вид деятельности тоже был посредническим и весь процесс нахождения клиентов также происходил через бесплатные сайты объявлений. Тем не менее, есть еще один минус начинания бизнеса с нуля – это то, что нет возможности зарегистрировать юридическое лицо, а если нет юридического лица, то люди не доверяют таким компаниям, это влечет за собой малый объем спроса..

Лилия: свой нынешний бизнес я начинала без каких-либо инвестиций. У меня нет никакого сайта, только страничка в контакте, через которую происходят все заказы, и набирается клиентура. Все абсолютно бесплатно, участники группы в контакте набирались сами, они и являются сейчас моими постоянными клиентами.

 

Что вы сделали сразу после окончания проекта?

Стас: Поел. Еще мы с Таней на следующий день начали работать над следующим проектом, хотя сейчас я отказался от этой затеи, а Таня продолжает его воплощать.

Лилия: Спала 2 дня.

 

Начнете ли вы свой бизнес после такого опыта?

Стас: Если рассматривать бизнесы из развлекательного сектора, то в этой сфере мне импонирует организация квестов, это актуальная и интересная мне деятельность, которая привлекает меня своим творческим подходом к процессу. Сейчас я в процессе добавления этого бизнеса в мой портфель.

Как вы думаете, в таких условиях, когда ничего нет, реально ли сделать именно долгосрочный и прибыльный бизнес?

Стас: Если у человека есть четкий план и опыт в сфере, в которой он хочет создать бизнес, то на вопрос можно ответить положительно. У нашей команды же изначально не было такого плана, мы его придумывали на ходу. Да и опыта проведения вечеринок не было, только из личного скудного опыта, но и тот опыт не помог нам. Тем более люди не совсем понимают и разделяют идею таких встреч, поэтому мало кто на них ходит.

 

Какие Вы поняли бизнес-хитрости в процессе организации мероприятия?

Стас: Понял, что аренду клуба можно снять бесплатно, я всегда думал что договориться о таких вещах невозможно.  На проекте у нас это получилось. Еще одна новая для меня хитрость – спонсорство. Раньше я никогда не пробовал общаться со спонсорами. На проекте я созванивался с известными компаниями, предлагал выставить продукцию компании на нашем мероприятии. Red Bull, например, отказался из-за того, что мероприятие было маловато по размеру. На самом деле, можно только на этом заработать много денег, даже не устраивая вечеринку. Например, устраивается вечеринка или первая серия какого-нибудь проекта, устанавливается успешность этого проекта, насколько тепло приняла его публика, потом для второй серии набирается большое количество спонсоров, готовых предоставить свою продукцию и  число просмотров этого сериала увеличивается, в конечном итоге выигрывают обе стороны. Лично у нас было мало времени, поэтому не получилось осуществить идею со спонсорством именно для нашего мероприятия.

Как Вы считаете, в чем вы как команда преуспели и не преуспели? Были ли у вас победы или провалы, которых Вы не ожидали?

Стас: Преуспели в том, что сработались. Когда я пришел на проект, я ни на кого не рассчитывал, думал что все придется делать самому, неожиданностью была эффективная кооперация. Что было отрицательного, так это неспособность до конца поддержать моральный дух в команде, он иногда сникал. Вообще поддержка дружной атмосферы в команде –  задача лидера, если он хорошо это делает, то все идет гладко.

 

На какие дисциплины стоит обращать внимание студентам бизнес-школ, которые планируют создать свой бизнес?

Стас: Наверное, что-то связанное с техникой продаж. Бухгалтерский учет в любом случае выучится сам собой, еще пригодится управление персоналом. Будет нужен маркетинг, умение составлять анализ рынка, т.к. это помогает определиться, стоит ли этим делом заниматься или нет. Экономика, скорее всего, нужна для общего кругозора или может пригодиться во время работы в международной компании.

 

Что бы вы посоветовали начинающим бизнесменам?

Стас: Советую много и усердно работать, не думать много о последствиях. Составил план – начал делать. Если прогорит – делать другое. И еще – надо делать до конца, пока не получится, неважно, сколько усилий потрачено, главное, чтобы получилось. Если бросать затею каждый раз, то и в жизни ничего не получится.

Лилия:  Советую не упускать возможностей. Есть люди, которые не видят и не хотят видеть эти возможности, потому что иногда у человека есть все карты в руках, а он просто не желает ими пользоваться. Из своего опыта: я давала возможность одной девушке участвовать в одной из серий проекта, но она отказалась, потому что эта работа основывалась только на личном энтузиазме. А для многих это неприемлемо. Большинство хочет получать зарплату; такие люди, которые живут по системе «дали задание – сделал». Сначала нужно что-то делать бесплатно. А потом уже нарабатываются навыки, появляются связи, и в будущем будет легче пробиться и достичь желаемого.

Хотели бы вы принять участие в еще одном подобном проекте или проекте совершенного иного формата?

Стас: Если будет интересно, то почему бы и нет, но не сейчас, а в будущем. Сам искать проекты не буду, если что-то подвернется, то рассмотрю возможность участия. Все эти проекты больше всего интересуют меня со стороны самосовершенствования, не ради PR.

Лилия:  Приняв участие в проекте «Каменные джунгли» в качестве ведущей, я поняла, что сильно поднялась. Можно сказать, что проект был для меня также большим бизнес-тренингом. С большим удовольствием поучаствую в проектах, которые дают людям возможность развиваться, узнавать новое и делиться своим опытом.













Анастасия Киселева

Анастасия Киселева Безнадежная оптимистка!)

Войти с помощью:

Подпишитесь на рассылку "Еженедельные Новости"

* = поле обязательно

 

Сентябрь 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30