Юра Лифшиц. Образовательные проекты

Апр 8, 2012 by     Posted under: Бизнес, В теории


Не надо браться за мелкие проекты.
Глобальные проекты не сложнее маленьких –
за них просто стесняются браться (Юра)

 

Юрий Лифшиц – новое лицо для Петербурга. Однако мало кто может похвастаться таким быстрым взлетом известности среди организаторов образовательных проектов. Мы постарались не столько узнать кто он и откуда, сколько увидеть мир его глазами. Каждой мысли мы выделили отдельный абзац, поэтому текст получился весьма насыщенный.

 

 

 

 

Начало. Что предшествовало быстрой медийности?

Началом можно считать мою карьеру в Америке: в Лос – Анжелесе (CalTech), а потом в Сан-Франциско (Yahoo). Именно там я понял, что, будучи сотрудником большой корпорации, ни о какой медийности в области образования нельзя даже мечтать. В компаниях для этого существуют отдельные PR отделы, или, на худой конец, всегда найдется начальник, который займется медийной стороной проекта.

В Америку я ехал намеренно. За год до сдачи кандидатской диссертации я послал заявку на конкурс молодых исследователей в Caltech’е. Серьезный конкурс с внушительной конкуренцией: 7 мест, более 200 претендентов с докторской степенью. Конкурсный совет профессоров выбрал меня в числе тех семи. Так началась моя научная карьера в ЛА, а позже и в Yahoo.

Однако я быстро понял, что хочу создать свою компанию. Мне доставляет удовольствие заниматься практическими проектами, видеть отдачу: прямое соответствие моих усилий и результатов моей деятельности. В науке все несколько по-другому. Там очень сложно определить вклад каждого конкретного ученого в общее развитие проекта. И думая о бизнесе, мне было интересно проверить – насколько реально построить глобальную компанию со штаб-квартирой в России. Почему я выбрал Петербург? Возвращаясь в страну, я решил провести некоторое время в родном городе – очень соскучился по друзьям и семье.

  1. Миссия. Что стоит потраченного времени

Меня всегда привлекали проекты, связанные с образованием. В этом смысле ничего не поменялось с годами. Что стоит развивать в образовании? Каждый решает сам. Моя социальная миссия – обучать миллиард человек. Разработать организацию и технологии, которые позволят учиться миллиарду человек. Создать новые форматы образования, которые дополнят ныне существующие.

Я ставлю на образование, потому что верю в потенциал его развития. Образование всегда эволюционирует, а у эволюции нет финальной стадии. И, конечно, чтобы заниматься образовательными процессами, необязательно видеть перед собой уже работающие модели. Люди, которые изобрели  первый университет, учились не в университете, они сидели в амфитеатре или кружках на траве. Сегодня мы наблюдаем ту же тенденцию: у нас есть необходимые технологии для новых образовательных проектов.

  1. Будущее. Самое перспективное в сфере образования – это…

Я думаю, что большие перспективы развития  имеет только частное образование. Поясню на примере государственных и частных школ. Легко представить, что в будущем частных школ будет в 10 раз больше, чем сейчас. Ведь сегодня их очень мало и увеличение в десять раз вполне реалистичный сценарий. Представить себе, что государственных школ будет в 10 раз больше – сложно: их и так много, увеличение числа в десять раз затопит школами всю страну. Точно также перспективы роста платного образования гораздо больше, чем бесплатного. Просто потенциал больше.

Второй прогноз:  частное образование будет платным. Государство и корпорации смогут помогать каждому в отдельности: например, корпорации – оплачивать чеки своим сотрудникам; государство – выпускать ваучеры для желающих обучаться; благотворительные фонды – создавать специальные стипендии. Государства и компании будут помогать вам, но не будут платить за вас. Примерно так функционирует система freemium: для наиболее одаренных или отобранных по другим критериям студентов образование бесплатно, для остальных действуют обычные платные условия. Возможны системы, когда первая часть лекций читается на бесплатной основе, а остальные – на платной. В общем,  возможны гибридные модели. Но в ядре нового образования будет лежать платное частное образование.

Я думаю, стоит ставить именно на оплату образования конечными потребителями, то есть учащимися. Этот тренд называется «консьюмеризация». Государственные и благотворительные фонды должны доводить до нуля стоимость образование для тех, кому они хотят помочь, но не более того.

  1. Миссия. Как меняется цель по мере развития образовательных проектов?

Моя финальная цель не меняется, но стратегия ее достижения, конечно, развивается. С того момента, когда я только начал думать над образовательными проектами, в моем сознании сменилось три разных плана.

Сначала я думал, что главное в образовании – это контент: новые учебники и видеолекции, подкасты и т.д. Согласно этой теории, ядром образовательной системы должно быть «издательство». Но за цифровой образовательный контент в России готовы платить немногие.

Следующая идея, которую я серьезно рассматривал – LMS (learning management systems, управляющие системы для образования): Moodle, Sakai Project, Blackboard – это электронные дневники, расписания, оценки, системы документооборота образовательного процесса. То есть я думал, что IT-обеспечение учебного процесса – это центральная часть будущей образовательной системы. Но со временем, я перестал верить в центральную роль этих систем.

Сейчас я проверяю третью гипотезу. Мне кажется, что центральными элементами будущей системы – станут новые образовательные организации. Не издательство и не «дневник», а компания, которая учит людей за деньги. В этом случае, скорость обратной связи от учащихся – максимальна. А значит, ускоряются циклы внедрения новых идей.

  1. Образование. Между бессребрениками и проектами ради денег: насколько общественная деятельность должна быть коммерческой?

Образование никогда не будет ни полностью коммерческим, ни полностью общественным. Я объясню. Я хочу значительно изменить общество, создать системы и услуги общего использования. Ведь образование – именно общественное благо, как, например, парк и водопровод. И как всякое благо, образование стоит много денег: нужна инфраструктура студенческих городков, издание материалов, зарплата преподавателям и т.д. Сфера образования – это дело сотен тысяч людей из сотни стран.

В сфере образования существует пять источников финансирования: государство, частный сектор (бизнес), благотворительные фонды (богатые люди финансируют малообеспеченных), сами учащиеся (или их родители) и последнее – водопадная модель (когда проект является субподрядчиком существующих организаций). Волонтерство не может быть единственной основой качественных образовательных проектов. На волонтерской бизнес-модели не работает даже Википедия – ее бюджет 50 млн долларов в год.
Моя практическая задача – создать компанию с огромным оборотом. То есть необязательно большой прибылью, но обязательно большим оборотом (выручкой – прим.ред. Выручка – это все доходы от продажи . Прибыль – сколько денег осталось после вычета расходов).

Прибыль нужна лишь для реинвестирования в развитие компании, в рост моих проектов. Мне будет достаточно слегка положительной прибыли. Конечно, большая прибыль хороша для инвесторов и позволяет привлекать таланты – но это все не самоцель. И, конечно, подвижничество – тоже никакая не цель.  Моя миссия – создавать большие образовательные проекты. Оборот – это хороший показатель распространенности проекта, поэтому я ставлю на оборот.

  1. Сейчас. Интересные проекты в сфере образования, реализованные сегодня

У меня два образовательных проекта: портал «ВниманиеТВ» (www.vnimanietv.ru) и место «Зона Действия» (www.zonaspace.ru):
https://vnimanietv.ru –  это образовательный видео-портал, публикующий видеолекции по самому широкому спектру тем.
https://zonaspace.ru – это коворкинг пространство и образовательный клуб.

Моей миссии близки по духу: Теория&Практика, lektorium.tv и др. – все эти проекты вы можете найти на https://vnimanietv.ru/videoprojects/. Если говорить о  проектах, не связанных с видео, то это: Легкие Люди (современный театральный проект), RMA (Russian Management Academy, Российская Академия Управления), университет Потанина в Сочи – университет спортивного менеджмента. Потрясающий проект  «Московская Школа Менеджмента» в Сколково. Не технопарк Сколково, а школа, созданная крупнейшими компаниями, которым негде было учить своих менеджеров. В мировом масштабе, самый яркий проект на сегодняшний день –  Khanacademy.org. Один преподаватель записал практически всю школьную программу в форме коротких youtube-роликов; в Америке некоторые школы перестраивают обучение вокруг его видеотеки.

  1. Глобальные изменения. За какие большие проблемы стоит браться?

Сегодня в России масса нерешенных проблем:

  1. Инновация в области тюрем. Тюрьмы и тюремная инфраструктура нового поколения должны рано или поздно стать задачей бизнеса.
  2. Почта России – должна быть альтернатива. Нужно что-то делать с доставкой и отгрузкой по территории России. Масса интернет-магазинов просто спит и видит единый отгрузочный центр, где можно арендовать площадь. Вообще логистика по России – очень перспективное направление.
  3. Налоговое законодательство требует пересмотра. Налоговая ставка – самый эффективный элемент управления страной, гораздо более эффективный, чем губернаторы.

Это все относится к глобальным вещам. Но на мелкие и не стоит тратить время. Глобальные проекты не сложнее маленьких –  за них просто стесняются браться. Мы стараемся фокусироваться на больших целях. Делая локальные проекты, держим в уме их связь с основной миссией. Сейчас мы готовы перейти от коворкинга размером с этаж к креативному парку на 5-20 тысяч квадратных метров. Возьмем в аренду завод, здание, трамвайный парк. Мы знаем, что с этим нужно сделать и готовы платить ставку, близкую к рыночной.













Анатолий Вайнштейн

Анатолий Вайнштейн Мне 28 лет. Мой мейл: toly.weinstein@gmail.com. Пишу для журнала HSM уже 1,5 года.

Войти с помощью:

Подпишитесь на рассылку "Еженедельные Новости"

* = поле обязательно

 

Май 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031