Несколько слов о стажировке в «Билайн»

Фев 9, 2012 by     Posted under: Карьера

Работать в крупной корпорации с известным брендом, гордо писать в своем резюме имя компании, которое известно почти каждому твоему знакомому, прикоснуться к удивительному миру крупного бизнеса со всеми benefits, которые он может предложить – об этом мечтают многие студенты. Не все, конечно, но достаточное количество. Хочу поделиться своим опытом прохождения стажировки в филиале крупной российской корпорации. Прекрасно понимаю, что все зависит от конкретной компании, конкретного офиса, более того – отдела. Однако все же некоторую закономерность можно проследить и некоторые выводы также можно сделать. Note here: те, кто имеет опыт отбора и прохождения стажировок в московских офисах российских и международных компаний, могут сравнить его после прочтения статьи. Думаю, что разница будет такая же, как между вкусом пива «Жигулевское» и «Budweiser».

 

Мне посчастливилось попасть на стажировку в Самарский филиал одного из операторов сотовой связи «Большой тройки» – ОАО «ВымпелКом» (ТМ «Билайн») после четвертого курса. Не могу сказать, что я мечтала об этом всю свою сознательную жизнь, но решила воспользоваться возможностью и прошла «отбор» на позицию стажера в Службу маркетинга и рекламы Самарского филиала ОАО «ВымпелКом». На рекламном плакате были написаны красивые слова о крупной компании, навыках и знаниях, которые можно приобрести и т.д. Плюс prerequisites: знание английского языка, Phtoshop, Corel Draw, базовых принципов функционирования сотовой связи и еще что-то в этом духе. А также обещание индивидуального рабочего места, служебной сотовой связи, куратора. Но самое главное, эта стажировка была по моей специальности. Или так предполагалась, по крайней мере.

 

Итак, я подалась на позицию стажера: прислала резюме, пришла на собеседование с руководителем Службы, потом даже расчертила свое резюме в Corel Draw. И почти перед своим днем рождения (апрель 2010) я получила замечательный подарок – job offer от Самарского филиала ОАО «ВымпелКом»! Тогда я еще не знала, что через полгода буду ненавидеть каждый понедельник, потому что опять нужно идти на стажировку, а еще пару месяцев спустя мне придется восстановить нервную систему. Note #1: ни английского, ни Photoshop, ни базовых принципов работы сотовых сетей не потребовалось в процессе отбора. Как выяснилось позже, этого в принципе и не потребуется. Зачем же это нужно было писать в prerequisites?

 

Начнем по порядку. Первое время (к слову, не оплачиваемое и договором не предусмотренное) мне прямо было сказано, что сейчас «не до меня», поскольку приезжают ВЫСОКО поставленные люди,  и им нужно оказать теплый прием. На мое предложение встретиться позже было сказано примерно следующее: «Нет, посиди тут пару часов, посмотри материал в Интернет про компанию, про конкурентов». Супер! Учитывая, что за тот четвертый курс я научилась не терять ни минуты драгоценного времени (участие в научно-практических конференциях с результатами своих исследований и реализация собственного некоммерческого проекта), а на носу был международный экзамен. Note #2: это корпорация, которая позиционирует себя как международная (VimpelCom Ltd.) и гордиться передовыми программами в области работы с сотрудниками, а также федеральной программой стажировки «Третье поколение».

 

Ок. Так прошли первые пару недель (до официального вступления в «должность»). Нет доступа к корпоративной почте и корпоративным ресурсам, нет электронного пропуска и корпоративной сотовой связи, а также договора и оплаты за бесцельно просиженные часы на стажировке. Максимум, что нужно было делать – заполнить реестр счет-фактур и накладных и отнести все это на подпись, забрать документы с подписи у директора, поставить печать в бухгалтерии и принести всю эту кипу обратно в кабинет. При этом домой меня не пускали, и я вынуждена была искать способы подготовки к экзамену IELTS он-лайн. Note #3: и это стажировка по маркетингу! Видимо, Филипп Котлер чего-то не предусмотрел, когда писал свои «Основы маркетинга».

 

Когда же настал красный день календаря (1 июля 2010), и мне подписали договор и дали доступ к корпоративной системе, в придачу с этим выдали и туеву кучу документов, которые нужно было сканировать, выкладывать в разные базы данных, вести их реестры. И главное не перепутать базы данных СЭВД и ЭБД, реестры товарных накладных – на склад, счет-фактур – в бухгалтерию, а ДоНКИ (договор о неразглашении конфиденциальной информации, который я, кстати, так и не подписала) – составить реестр обязательно в двух экземплярах и подписать их. А кроме того, нужно было рисовать совершенно замечательные рекламные плакаты в Corel Draw, то есть выравнивать по линиям и писать тексты к готовым имиджам, которые выдает сверху региональное управление. Note #4: Где же корпоративная сотовая связь, обещанная в начале? (к слову, необходимо было общаться с некоторыми партнерами, и как понимаете, за свой счет в данном случае). Где помощь куратора (также обещанного перед стажировкой), который не хочет нормально объяснить один раз, что к чему по процедурам, а когда его спрашивают, огрызается? Ну и где же, наконец, нормальный маркетинг?

 

Так стажировка продолжалась пару месяцев, пока уволили прежнего руководителя Службы маркетинга и рекламы, месяц мы работали вообще без руководителя, а новый руководитель решил уйти после пары недель работы. Но, к счастью, с сентября он все же решил остаться и вручил мне отдельное направление – работа с корпоративными сувенирами от проведения тендеров до реальных поставок. В комплекте с этим пришла и долгожданная sim-карта с давно обещанной корпоративной связью. Note #5: Это было самое счастливое время за всю стажировку (по декабрь включительно). Только в эти четыре месяца мне доверили что-то, за что я несла ответственность и где могла сама распределять свое рабочее время. Именно за эти четыре месяца я приобрела больше навыков и знаний, чем за все остальное время стажировки. Большой ложкой дегтя в этой бочке меда была абсолютная зависимость от регионального управления, без которого нельзя сделать ни один проект.

 

Но ничто не вечно, и этот руководитель ушел с поста в январе. Все вернулось на круги своя, кроме того, что без руководителя мы работали уже не месяц, а три. Не стоит вдаваться здесь в подробности, кроме того, что мой функционал вернулся к изучению документоведения и выполнению мелких поручений моего дорогого куратора (завтра съездишь проверить промоутеров на улице, завтра сфотографируешь рекламные щиты и т.п.). А также участию в проведении никому не нужного перевыбора поставщиков и склеивания тендерных таблиц площадью 2-3 кв. м из листов формата А4 (к слову, все это так и не пригодилось потом, что, впрочем, неудивительно). Note #6: На этом этапе окончательно рассеялись все иллюзии, что пункт положения о стажировке «стажер – это не лишние рабочие руки» будет когда-либо соблюдаться. Также стало очевидно на 200%, что принцип приоритета формы перед содержанием и слепого следования бизнес-процедурам является главным в этой компании.  Сначала сделаем, а потом задумаемся зачем.

 

Закончилось все тем, что за два месяца до истечения срока договора и 12-месячного стажа я приняла решение уйти со стажировки, даже несмотря на «заработную плату». Мне прямо было сказано, что в штат меня не возьмут, несмотря на то, что отзывы о моей работе хорошие. Все, что можно было выучить на этой стажировке, уже было выучено (в том числе все курсы в системе elearning, доступные для меня, и все презентации, которые я смогла найти). Помножить все это на не самые хорошие отношения с женским коллективом в моем отделе, которые меня постоянно носом тыкали в то, что я стажер, а не работник, сколько бы я ни задерживалась и как бы ни старалась – и мое решение уйти из «Билайна» показалось мне довольно логичным. По правде говоря, с самого начала моей славной стажерской карьеры в «Билайне» возникали моменты такого характера, но об этом тактично умолчим. Те, кто имеет опыт работы в одном отделе с женщинами, а тем более без руководителя, думаю, меня поймет и без слов.  Так что на день рождения 2011 года я подарила сама себе подарок, абсолютно противоположный прошлогоднему, – расторгла договор с Самарским филиалом ОАО «ВымпелКом» и ушла успокаивать свою нервную систему.

 

Итак, что я имею на выходе с 10-месячной стажировки в «Билайне»? Начнем с критики :
1.    Ноль минут применения английского языка (исключая моменты прослушивания зарубежных песен на «Европе+», которую упорно не хотели переключать сотрудницы отдела);
2.    Навыки работы с Corel Draw – на уровне beginner (и это там называется рисовать в Corel)»
3.    Ноль новых знаний по маркетингу (обращаю внимание, по маркетингу, не рекламе), никаких новых навыков анализа, исследований и т.п.;
4.    Достаточное количество бесцельно потраченного времени в начале стажировки.

 

Это что касается минусов. Были ли плюсы? Да, безусловно.
1.    Теперь я точно знаю место, где бы я хотела бы работать в одну из самых последних очередей. Таким образом, список потенциальных работодателей сократился на одни пункт. Уже неплохо. Плюс стали яснее те моменты, которые хотелось бы видеть в своей будущей работе;
2.    Достаточное количество новой информации о мелованной и офсетной бумаге, деколировании и тампопечати, обечайках, а также таких терминах, как ARPU, APPM, MOU и т.д., то есть то, чем обычно выражаются сотрудники сотовых операторов.    Кроме того, теперь могу выбрать тот тарифный план, который мне нужен, и проследить, чтобы деньги не пропадали чудным образом со счета;
3.    Больше опыта в бизнес-коммуникациях и работе с партнерами;
4.    Знакомство с действительно хорошими людьми (но только по большей части не из моего отдела, к сожалению).

 

Чтобы завершить рассказ о своем знакомстве с «Билайном» (опираясь на собственный опыт и наблюдение за коллегами, проработавшими там не один год, а также за тремя руководителями Службы маркетинга и рекламы и анализируя причины их ухода), могу сказать только следующее: не ходите работать в филиал крупной российской корпорации, если хотите чтобы ваше мнение что-то значило, а вложенные в работу силы и время оборачивались реальными проектами. Вся инициатива и желание продвигать какие-либо идеи и улучшить конкурентное положение филиала на региональном рынке угаснут в первый же месяц в лавине бюрократических процедур и указов со стороны регионального управления/штаб-квартиры.

P.S.: Искренне надеюсь, что кому-то в аналогичной ситуации повезло со стажировкой больше, чем мне.













Мария Путинцева

Мария Путинцева

Войти с помощью:

Подпишитесь на рассылку "Еженедельные Новости"

* = поле обязательно

 

Январь 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031