Жизни, которые прожили другие люди… Jönköping, Швеция

Возвращение на родину – самое время поразмышлять о наболевшем, а именно о жизни за рубежом. Вот уже шесть лет я живу и учусь в Европе: два года в Финляндии, полтора года в Швеции, по полгода в Германии и Англии, потом снова Швеция, скоро Франция, а потом куда Бог пошлет. «Здорово!» – мне говорят, или: «Классно, учишься в Европе, живешь за границей». Это-то все верно, да вот только вид изнутри несколько отличается от вида «снаружи», предстающего перед людьми, не являющимися, так сказать, «чадами Глобализации». Один семестр по обмену – это приключение; два семестра по обмену в разных местах – это путешествие. Шесть лет метаний по Европе – это рутина из чемоданов, поисков жилья, попыток освоиться в новом городе, всяческих регистраций и бюрократических волокит, поверхностных знакомств с постоянными «трудностями перевода», а для большинства еще и семь кругов ада получения виз. Ну и, конечно же, хорошая архитектура (не везде, но кое-где) и изящный винегрет из культур, языков и других ароматов европейского быта.

Я посвящаю серию статей особенностям образа жизни и обучения в ВУЗах тех стран, в которых я имею опыт от первого лица. Это Jönköping, Швеция, и Jönköping International Business School; это Берлин, Германия, и Hochschule für Technik und Wirtschaft; это Манчестер, Англия, и Manchester Business School; и, наконец, это Стокгольм, Швеция, и Stockholm School of Economics. Постараюсь высказываться конкретно и по возможности объективно. Наверно, мой опыт может быть спроецирован и на другие ВУЗы, города и, возможно, даже страны, но я оставлю подобные параллелизмы на усмотрение Читателя.

 «Европейский подход» к образованию.

Система образования в сфере бизнеса заточена на самостоятельное обучение: посещение лекций обычно не обязательно, либо же непосещение карается очень условно. У профессоров есть часы приема студентов для ответов на вопросы, или же общение проходит через email. К некоторым профессорам можно подходить с вопросами после лекций, но история знает много случаев, когда это вызывало гневные реакции, мол «не тратьте мое ценное время, мне за это не платят». Большинство курсов требует написание какого-нибудь группового проекта и сдачу стандартного письменного экзамена. Содержание курса (список тем) и обязательный к изучению материал публикуется в университетском интранете. Дипломная работа (thesis) соответствует какому-то количеству кредитов ECTS, пишется студентом самостоятельно на выбранную им же тему и в соответствии с весьма конкретными критериями оценки. Научные руководители прикрепляются, но они стараются помогать студентам по минимуму и некоторые даже так и не читают дипломные работы целиком…

Jönköping International Business School. Полное самообслуживание и почти нулевой КПД!

Городок в самом сердце Швеции Jönköping (читается Йонщёпиньг). Туда я поступил на бакалавриат (BSc) в 2008 году после окончания школы в Финляндии. Попал я на программу International Management вместе с мириадой других студентов, которые не знали, чего хотят в жизни (или же не хотели ничего), не знали, что такое International Management, не знали, что такое Jönköping, наконец. А Jönköping – это деревенька (по шведским меркам – Город) на берегу огромного чистейшего озера Vättern, в котором на тот момент жило не много, не мало, а 110,000 человек (сейчас немножко больше), из которых 10,000 студенты, из которых 3,000 иностранные студенты. Каждый год в августе, перед началом учебы, новым поступившим выкатывается огромный вэлком, состоящий из целой недели разнообразных игр на свежем воздухе, которые плавно перерастают в массовую вечеринку, и так каждый божий день. В течение этой недели весь город стоит на ушах, все веселятся, нарушают беспорядок и делают все, что им вздумается (включая купание, кто в чем полезет, в небольшом канальчике в самом центре города на глазах у изумленной публики). Все очень весело, все очень классно. Незабываемый опыт, хотя и удар по кошельку.

Всех иностранных студентов расселяют в общежития, которые, в прочем, обычно стоят дороже, чем подобное жилье, найденное самостоятельно. Мне, например, досталась комната в 6 кв. м., душевая кабинка с туалетом на этаже на 20 человек, кухня одна на все здание на 70 человек. Обычно не было горячей воды и отопления. В принципе, в лучших традициях наших российских общаг. Только стоило это удовольствие 3,000 крон (12,000 рублей) в месяц. Некоторым, конечно, повезло немного больше.

А далее начинается учеба. Университет новый, все сделано для максимального удобства. Круглосуточная (в каких-то частях) библиотека и круглосуточный доступ в здание факультета. Компьютеров, наверное, столько же, сколько студентов. При этом лекций мало, уж точно не каждый учебный день и не больше двух лекций за день, перерывы каждый час. Преподавать никто не умеет, а на вопросы отвечать никто не хочет. Большинству профессоров вообще не до студентов: они сразу дают понять, что ты отнимаешь у них время, в которое они могли бы пить кофе с другими профессорами. Экзамены можно сдать только путем заучивания экзаменационных работ прошлых лет. В общем, полное самообслуживание и почти нулевой КПД.

Тусовки продолжаются, у кого-то без перерыва аж с первой недели, но ресурс разнообразия исчерпан через месяц, ибо все всегда идут по клубам, а клубов в городе штуки три. Люди в конечном итоге объединяются в группы и общаются по этническому, географическому и языковому принципу. Интеграция – это миф.

Через полтора года жизни в деревне душа городского человека загибается от клаустрофобии и рвется в цивилизацию. В этот момент удачно подворачивается возможность съездить по обмену. Выбираем по принципу «какой город больше и где более-менее человеческий набор предметов». Итак, Hochschule für Technik und Wirtschaft (HTW), Берлин

 

 













Даниил Баргман

Даниил Баргман

Войти с помощью:

Подпишитесь на рассылку "Еженедельные Новости"

* = поле обязательно

 

Сентябрь 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30